Поиск по погоде  Бронирование отелей РФ  Обои  Новости 



 Вернуться к описанию страны
   
1) Город
2) Отель
3) Фотогалерея
4) Разговорник
5) Экскурсии
6) Кухня
7) Достопримечательности
8) Въезд: виза и таможня
9) Статьи о странах
9) Статьи о туризме


Здесь могла бы быть Ваша реклама.
Ознакомьтесь с ценами,
напишите нам и она здесь будет!

Назад

Шведский "Титаник"

В воскресенье 10 августа 1628 г. отряд шведских военных кораблей выходил из Стокгольмской гавани. Такие события всегда собирали немало любопытных. Но на этот раз их было особенно много. Всеобщее внимание привлек новый королевский галеон "Васа", который впервые отправлялся в плавание.

Королевский флагман

На то время четырехпалубный "Васа" являлся крупнейшим кораблем, построенным в Швеции, он должен был стать королевским флагманом. Судно имело 64 орудия, большинство из них крупнокалиберные 24-фунтовые пушки с ядрами весом свыше 11 кг. Швеция имела около двадцати военных кораблей, но ни на одном из них не было столько орудий, и к тому же таких тяжелых, как на "Васе".

Три мачты корабля могли нести десять парусов. Его размеры от верхушки мачты до киля составляли 52 м и от бушприта на носу до кормы - 69 м., водоизмещение -1210 тонн. Судно было богато украшено резьбой и несколькими сотнями скульптур, изображавших библейских героев, греческих богов, римских императоров, львов, мифических морских существ и т.д.

Корабль строился почти три года. Работали 400 человек: плотники, кузнецы, скульпторы, художники, оружейники, канатчики, парусные мастера и другие специалисты. Деревянный корпус был построен из тысячи дубовых деревьев. За ходом строительства наблюдал лично король Швеции Густав II Адольф, который давал немало дополнительных указаний. Уже после начала работ в проект вносились изменения. Монарх желал получить мощный, красивый, хорошо вооруженный корабль. Флагман флота, символ могущества шведского короля! И он добился своего. К моменту завершения строительства "Васа" был одним из самых больших кораблей в мире. Свое имя он получил в честь правящей королевской династии.

Катастрофа

Погода в день первого выхода королевского флагмана в море была хорошая. Дул порывистый, но слабый ветер. Первые несколько сотен метров могучий корабль вытягивали "на якорях" от набережной у Королевского дворца, где судно простояло более полугода после спуска на воду, пока завершалось оборудование его внутренней части.

С выходом из узкого залива на большую воду паруса галеона наполнились ветром, скорость увеличилась. По сценарию торжественной церемонии был произведен салют из пушек, расположенных по обоим бортам судна. "Васа" плавно пошел к выходу из гавани...

Внезапно налетел порыв ветра. "Васа" наклонился, но выправился. Второй порыв завалил корабль на бок. Через открытые отверстия для пушек хлынула вода. "Васа" погрузился на дно в считанные минуты, став могилой для 50 человек из 150 членов команды. В своем первом и единственном плавании "Васа" прошел всего 1300 метров, меньше морской мили.

Причиной катастрофы оказалась неустойчивость корабля. Его надводная часть с мачтами, парусами и артиллерией была тяжелее подводной. "Васа" получился слишком большим и слишком хорошо вооруженным.

При расследовании обстоятельств гибели корабля шкипер Йоран Матссон рассказал, как перед отплытием испытывалась остойчивость королевского флагмана. Тридцать матросов перебегали с одного борта на другой. После трех раз перебежки прекратили, увидев, что судно может перевернуться. При этом присутствовал один из самых влиятельных флотских начальников адмирал Флеминг. Единственное, что он сказал: "Если бы его величество был дома!".

Адмирал мог предотвратить роковой выход в море. Но ведь корабль уходил в плавание по королевскому приказу. И отменив его, как потом пришлось бы объяснять это монарху? Как сказать, что именно по его воле корабль оказался перегружен? Что, стремясь усилить огневую мощь судна, он сделал его небоеспособным? Для этого адмиралу Флемингу, как говорят сейчас, не хватило гражданского мужества. Что и стало главной причиной катастрофы.

Всплытие

"Васа" затонул на глубине 32 метра. Первые попытки его подъема были сделаны почти сразу после катастрофы. Работами руководил тот самый адмирал Флеминг. Из Карелии был приглашен водолаз Ханс Улофссон, который "мог ходить" под водой в специальном колоколе. Но все усилия оказались напрасными. Многие потом пытались поднять корабль с помощью крюков и якорей и также потерпели неудачу. Но через тридцать лет, опять таки с помощью водолазного колокола, удалось все-таки поднять большинство пушек.

И только через 333 г. в 1961 г. сам корабль был поднят с морского дна. Вместе с ним было найдено 14 000 предметов, включая 700 скульптур и шесть парусов, которые не были установлены во время крушения. Это старейшие сохранившиеся паруса в мире.

На основные реставрационные работы ушло 18 лет. Но они и сейчас продолжаются, в том числе и при помощи специалистов из России. Чтобы избежать растрескивания, значительное время, когда судно уже было помещено под крышу временного музея, его орошали специальным веществом - полиэтиленгликолем, который применяется, в том числе, и в кремах для рук. Сегодня на 80% судно состоит из подлинных частей и доступно для осмотра в огромном крытом Музее корабля "Васа", что находится на острове Юргорден в центре Стокгольма. Это единственный в мире практически полностью сохранившийся корабль XVII в.

Автор: Александр Попов



Источник: "Путеводитель Go2Travel.Ru"
 
Новостей отвечающих условию на новостных лентах нет, ведем поиск
 
Курс обмена валют ЦБ РФ: Шведские кроны к Российскому рублю

GISMETEO.RU: погода в г. Стокгольм

  Ссылки на полезные ресурсы

  Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU Туристический рейтинг Pyc.ru - отдых, туры, погода


© Странствие.ру, 2004-2017
©® Programming by Lipsits Sergey, design by Lipsits Sergey, Alex-x-x